На окраине города Фурманова привлекает внимание огромный многоглавый храм из красного кирпича. Несколько лет назад его после долгого запустения вернули общине верующих.
В 1840-е гг крестьянин И. Скворцов организовал контору для раздачи пряжи и «основы» крестьянам в окрестные деревни для ручного ткачества, а вытканный ими товар пускал в продажу. Позднее при конторе стало развиваться небольшое ручное ткацкое производство.
В 1871 г. его сын Иван Иванович, купив землю в деревне Фроловке, на окраине старинного села Середа, выстроил ткацкую фабрику на 450 механических ткацких станков, выписанных из Англии, в 1886- 1887 гг — небольшой храм в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радость».
В 1889 г. И. Скворцов купил у торгового дома «А. Павлова ситцевую фабрику в селе Писцово и преобразовал ее в миткалево-ткацкую. В 1892 г. Иван Иванович умер, оставив дочери Матрене миллионное состояние. Она вышла замуж за П. Павлова, который стал главой фирмы, называвшейся «Товарищество мануфактур, основанных И.И. Скворцовым».
В 1894 году трагически погиб их 14-летний сын Володя, и единственным наследником стал второй сын Николай.В память о сыне Павловы открыли библиотеку, училища в Писцове и Середе, в Московском университете учредили стипендию имени Володи Павлова.
Кроме того, решено было реконструировать небольшой храм, выстроенный И. Скворцовым, до размеров гигантского собора, способного вместить до 2,5 тысячи человек. Работы проводились в течение 8 лет с 1897 по 1904 г. по проекту московского архитектора П. Зыкова. Храм этот поражает до сих пор не только размерами, но и фантастическим, сказочным силуэтом.
Центральная часть здания увенчана огромной луковичной главой, а два боковых придела в честь князя Владимира и святителя Николая — святых соименных с сыновьями Павловых — завершались пятиглавыми. Интересно, что приделы по своим размерам значительно больше старого храма, который остался с восточной стороны, а с запада пристроили высокую шатровую колокольню. Богатые и разнообразные украшения в стиле древнерусского зодчества XVII века покрывают здание от основания до куполов. Это своего рода архитектурная фантазия, исполненная талантливым и изобретательным зодчим. Каменные и печные работы в храме выполнялись иваново-вознесенскими строительными подрядчиками Скорыниным и Безруковым.
Стены храма украшала живопись в темных красках по золотому фону в «русско-византийском стиле», которую выполняли палехские художники Струнников, Зайцев, Кадников и Антипов во главе с известным живописцем Сафоновым. Невысокие иконостасы в византийском стиле были сделаны из белого итальянского мрамора. На колокольне установили набор колоколов завода Симгина.
Отзывы
Оставить отзыв