В настоящее время Дом-музей П.Д.Корина считается самой старой деревянной постройкой в Палехе: ему более ста лет. Он построен в конце 1860-х начале 1870-х годов бабушкой художника по материнской линии Анной Тимофеевной Талановой на средства её отца - купца 3-й гильдии Тимофея Дмитриевича Гунина, в конце жизни ослепшего и разорившегося. Вскоре здесь поселилась молодая семья его внучки Надежды Ивановны и Дмитрия Николаевича Корина, у которых к тому времени было двое детей: Сергей и Евлампия. Потом в этом доме появились на свет ещё три сына - Михаил, Павел и Александр.
Древнейшую и традиционную основу коринского дома образует крестьянская изба, которая состоит из кухни и горницы. В избе – русская печь, простая деревенская утварь. Кухня разделена перегородкой на две половины, между печью и стеной настланы полати. За перегородкой царство хозяйки дома: за ней скрыто устье русской печи, к стенам прикреплено много полок, лавок и шкаф. В кухне большой набор крестьянской домашней утвари и посуды - для топки печи, для воды, для молочных продуктов, для выпечки хлеба, для приготовления пищи в печи, для сушки грибов и, конечно, самовары, подносы. Каждый предмет традиционно находится на своем месте. Горница служила одновременно и мастерской, где отец Павла Дмитрий Николаевич Корин писал иконы. В музейной экспозиции представлен именной мольберт Дмитрия Николаевича и предметы, необходимые для создания иконы: иконные доски, левкас для их грунтовки, краски, разведённые в деревянных ложках, кисти. Стены бывшей горницы украшают несколько живописных работ П.Д.Корина. Среди них «Ветка рябины» и «Пейзаж с соснами» 1928 года. Это этюды к одной из первых картин художника «Моя родина».
Когда дом стал явно маловат для большой и дружной семьи, его значительно расширили. Длинный коридор соединил старую часть дома и новые комнаты, обустроенные на купеческий манер. Каждая комната в доме Кориных имела своё название. «Тёмная» комната некоторое время служила прихожей в новой половине дома. Но потом здесь поселили слепого старика, отца первой хозяйки дома Анны Тимофеевны Талановой. Отсюда ее название – «тёмная» комната. Одну из стен украшает большой холст «Грехопадение», написанный Дмитрием Николаевичем Кориным в 1874 году с репродукции, воспроизводившей фреску Рафаэля из станцы Сеньятура в Ватикане. Значительно позднее, когда хозяином дома стал Павел Дмитриевич, в интерьере появились западноевропейские гравюры, которые он приобретал в антикварных магазинах. Это подлинные произведения итальянского, фламандского и французского искусства XVII-XVIII веков. В «тёмной» комнате хранится часть семейной библиотеки. Старые книги говорят о том, что обитатели дома любили читать Н.ВГоголя, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, И.А.Гончарова. В среде палехских иконописцев книга играла немаловажную роль. Многие семьи, в том числе и Корины, выписывали художественную и религиозную литературу, издания археологического и научного характера, газеты, журналы, а также иллюстрированные приложения к ним.
Окна «красной» комнаты выходят на южную солнечную сторону. Её стены всегда были оклеены обоями с оттенками красного цвета. Украшением «красной» комнаты является изразцовая голландская печь с лежанкой. Здесь же находится небольшая коллекция палехских икон, отреставрированных Павлом Дмитриевичем Кориным и его женой Прасковьей Тихоновной. Прасковья Тихоновна, как реставратор живописи, имела высокую квалификацию, долго работала в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. П.Д. Корин в своём московском доме хранил собранную им ценнейшую коллекцию русской иконописи, впоследствии переданную Государственной Третьяковской галерее. По обширности и художественной ценности коринское собрание является одним из самых значительных. Родовые семейные иконы, написанные предками Павла Дмитриевича, остались в палехском доме. Они представляют немалый интерес, являясь частью истории палехского иконописания. Дед П.Д.Корина Николай Илларионович в середине XIX столетия имел собственную иконописную мастерскую с небольшим количеством наёмных работников. Иконы писал и он сам, и его дети. Многие представители иконописной династии Кориных считались мастерами «фряжского» письма, отличительными особенностями которого являются живописность, большая композиционная свобода, преодоление иконописной условности в изображении пространства, архитектурного и природного ландшафта. Их тяготило ремесло иконописца, в сердце жила мечта стать настоящими художниками. Первым к свободному творчеству устремился двоюродный брат Павла Корина – Алексей Михайлович, признанный мастер реалистического портрета и пейзажа, в 1894 ставший членом Товарищества передвижных художественных выставок. В Доме-музее П.Д.Корина находится несколько его живописных работ. Московское Училище живописи, ваяния и зодчества окончили его родной брат Андрей и двоюродные братья Павел и Александр.
Самая просторная комната в доме Кориных – гостиная. В деревянном киоте, установленном в красном углу, находятся традиционные для домашних иконостасов иконы «Воскресение с праздниками» и «Неопалимая Купина», оберегавшая дом от пожаров. Восьмигранный стол и диван красного дерева, ковры, часы, ломберные столики принадлежали прадеду П.Д.Корина Тимофею Дмитриевичу Гунину и были привезены сюда из их когда-то богатого городского дома в Иваново-Вознесенске. На стенах гостиной семейные портреты и фотографии. Живописные портреты деда Николая Илларионовича Корина и отца Дмитрия Николаевича, выполненные А.М. Кориным, напоминают лица многих старых палешан. Они серьёзны, по-крестьянски степенны, в глазах читается живой ум.
В обстановке дома сохранились следы пребывания и его последних хозяев Павла Дмитриевича и Прасковьи Тихоновны. Более всего они заметны в «голубой» комнате. Кроме семейных икон здесь можно увидеть небольшой трогательный этюд П.Т.Кориной, написанный ею в Марфо-Мариинской обители, где молодая воспитанница училась рисованию под руководством Павла Корина.
Родовой дом в Палехе был для семьи Кориных не только местом летнего отдыха. Павел Дмитриевич здесь работал, думал и жил. Дорогой сердцу Палех, его природа и люди всегда были тем живительным источником, который питал творческую энергию художника. Решение П.Д.Корина создать в своём доме музей и подарить его Палеху - это желание выразить безграничную любовь к своей малой родине и показать уникальность, неповторимость земли, щедро рождающей таланты.
Отзывы
Оставить отзыв