Музей холуйского искусства был открыт 1 февраля 1959 года. До революции здание, в котором ныне расположен музей, принадлежало купцу Горбунову, затем перешло сельскому совету, какое-то время в нём располагалась библиотека, и только потом сначала хранилище, а затем и экспозиционные залы музея. Перед зданием разбит цветник силами сотрудников музея, который радует своим пышным цветением с ранней весны и до поздней осени. А на входе в музей всех встречает большая по величине мозаика с изображением святого Луки. На посетителей смотрят выразительные и печальные глаза святого, золотом сверкает нимб над головой, переливаются разными цветами квадратики камней. Эта мозаика была привезена в 1890 году из Петербурга как учебное пособие для иконописной школы, но после Октябрьской революции она пропала и была обнаружена через много лет около здания бывшей иконописной школы в пруду. Мозаику поставили в мастерскую художественной артели, откуда она вновь пропала перед Великой Отечественной войной. И нашли Луку в 1946 году, когда сторож артели Горбунова В.Н. пожаловалась художникам, что у неё в углу своего сарая неземной блеск. Так нашли святого во второй раз…
Поднимаясь по лестнице на второй этаж, можно полюбоваться пейзажами Баранова Дмитрия Павловича, первого председателя Холуйской художественной артели.
А войдя в первый экспозиционный зал наше внимание сразу привлекает «Уголок иконописца» с рабочим столом, станком под икону, подлокотником. Здесь стоит светец с лучинами, к потолку подвешена лампа «глобус». На столе краски темперные, камни, кисти, сундучок мастера золотаря. Здесь можно увидеть как из натуральных камней получали краску… А чуть в стороне представлены все этапы изготовления сырья из папье-маше.
В этом же зале находится экспозиция холуйской лаковой миниатюры. На стене справа висят портреты основоположников.
Основатели холуйской миниатюры Константин Васильевич Костерин (1899-1985), Сергей Александрович Мокин (1891-1945), Василий Дмитриевич Пузанов-Молёв (1892-1961), Дмитрий Михайлович Добрынин (1884-1936) были выпускниками Холуйской иконописной школы, которой руководил Зарин Е.А. В 1909 году В.Д. Пузанов был направлен в Москву в Строгановское художественное училище. Он расписывал Фёдоровскую церковь в Царском Селе, собор в Драгомилове, Государственный банк в Нижнем Новгороде. Мокин С.А. учился в Московской иконописной палате, изучал фресковую живопись, расписывал собор в Кишинёве под руководством Зарина Е.А. После революции бывшие иконописцы стремились найти применение своему мастерству, они пробовали расписывать деревянные токарные изделия, настенные коврики на полотне. Первые робкие попытки холуйцев в росписи изделий на папье-маше начались в 1932 году. А в 1934 году они организуют собственную артель. Признание искусства Холуя пришло не сразу. Первый успех - это Международная выставка в Париже 1937 года, на которой миниатюристы Холуя представили свои работы и получили бронзовые медали. Основоположники каждый по-своему внесли вклад в развитие холуйского искусства, стремились уйти от подражания, создавали свой собственный стиль, соединив в своём творчестве традиции иконописи и реалистические приёмы народного искусства. В музее представлены рисунки, эскизы к работам, живописные полотна, лаковая миниатюра, иконы основоположников.
Левая сторона зала- это витрины «золотого выпуска» профшколы. Учебное заведение по подготовке художников миниатюрной живописи было открыто в Холуе в 1943 году и первые выпуски 1947-48 годов - это художники, ставшие славой и гордостью Холуя: Народные художники РФ Бабурин Николай Иванович и Киселёв Борис Иванович; Заслуженные художники РФ-Денисов Николай Николаевич, Фомин Валентин Иванович. Здесь же витрина Белова Владимира Андреевича - автора панно «Жар-птица», учившегося методом подсадничества у Мокина Сергея Александровича, он самый первый из холуйских художников был удостоин высокого звания Заслуженного художника РФ.
Среди всей экспозиции есть витрина, которая знакомит посетителей с другими промыслами лаковой миниатюры: Федоскино, Палеха и Мстёры.
Центральные витрины зала отданы работам художников третьего поколения: Заслуженным художникам РФ Митяшину Петру Андреевичу, Новосёлову Борис Кирилловичу, Ёлкину Виктору Александровичу. Все работы в экспозиции первого зала выполнены миниатюристами, членами Союза художников России - это третье и уже четвёртое поколение мастеров лаковой миниатюры: Смирнов Алексей Алексеевич, Никонов Лев Леонидович, Блинов Владимир Константинович, Дмитриев Сергей Михайлович, Веселов Михаил Михайлович, Живностка Валерий Вадимович, Жуков Анатолий Львович, Захаров Сергей Дмитриевич, Седов Владимир Николаевич, Теплов Сергей Вячеславович, Харчев Борис Владимирович, Сафарова Ольга Валерьевна.
Войдя во второй экспозиционный зал сразу попадаешь в мир древнерусской живописи, это иконы холуйского письма 18-19 веков. Здесь можно увидеть и «Богоматерь Шуйскую Смоленскую», «Господа Вседержителя», «Николая Чудотворца», есть иконы в красивейших окладах, есть деревянная скульптура на иконе, есть и редко встречающийся Святой Христофор, представлены и иконы харламовской школы. Иконописная школа в Холуе была открыта в 1884 году, 6 лет обучения. С 1890-го года руководил школой Харламов Николай Николаевич, выпускник Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств. Он расширил в школе преподавание учения о перспективе, о костной и мышечной анатомии, познакомил учащихся с важнейшими памятниками византийского и древнерусского искусства, с принципами иконографии. Иконы его школы являются настоящим украшением музея. Есть во втором зале и совсем необычная икона, вызывающая восторг и удивление у посетителей: трёхмерная «Троица».
Большая часть зала занимает меняющаяся экспозиция, где проходят тематические и юбилейные выставки.
В музее бывают жители разных уголков нашей огромной страны, от Мурманска до Владивостока и оставляют отзывы в книге посещений: «Ваш музей затрагивает душу»
(г. Саратов), «Низкий поклон за сохранность нашей истории в работах художников, за память и любовь к нашей Родине. Встреча с изделиями наших тружеников, и ровесников, и старшего поколения, и молодых художников, взволновали наши сердца» (Санкт-Петербург, Новосибирск), «Большое спасибо! Сказочное впечатление!» (г.Рязань)
Отзывы
Оставить отзыв